Как известно, криптовалютная сфера в нашей стране пока не подлежит регулированию. В данной статье рассмотрим историю вопроса, а в следующих частях разберемся, что ждет криптовалютный сектор в России.
Власти нашей страны безуспешно пытаются ввести законодательное регулирование для сферы криптовалют с января 2018 года. Основной законопроект «О цифровых технологиях», посвященный данной тематике, должны были принять еще к 1 июля, как того и хотел президент Путин. Однако, вероятнее всего, решение по нему будет принято только на октябрьской сессии Думы.
По мнению Артема Толкачева, провозгласившего себя «первым» адвокатом в СНГ, который начал работать с биткойновыми и блокчейн-стартапами, законопроект не обсуждали в Думе в июле из-за «сложности» данного вопроса, а также потому, что власти не пришли к единому мнению относительно объектов и методов регулирования.
Более того, проблемы выбора способа регулирования криптовалют привели к конфликту между Центральным Банком и Министерством экономического развития. Если в ЦБ призывают использовать более консервативные методы, то в Минэкономразвития стремятся к скорейшему применению новых технологий, поскольку это может привлечь новых инвесторов в страну.
Толкачев, который с 2016 года является председателем Российского блокчейн-сообщества, а также основал лабораторию блокчейн в Deloitte СНГ, заявил, что нынешняя версия законодательства в сфере блокчейн и криптовалют (которая включает три законопроекта) не оправдала его ожиданий.
В своем интервью порталу Cointelegraph Толкачев объяснил свое разочарование тем, что три законопроекта — «О цифровых технологиях», регулирование краудфандинга (в том числе, первичные предложения койнов — ICO) и поправки в Гражданский кодекс РФ — готовились независимо друг от друга, а значит, подобное законодательство, по его мнению, будет «весьма неэффективным».
Мужчина добавил:
«Я почти два года обсуждал с центробанком, минфином, минэкономразвития, фсб и другими ребятами, как нам можно регулировать это дело. И я пытался доказать, что мы можем быть привлекательной страной для такого рода бизнеса и иметь здесь дружественную криптовалютную среду. К сожалению, у нас есть то, что у нас есть. Что я могу сказать? вот так.»
Юрий Припачкин, президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейн (РАКИБ) рассказал в интервью порталу Cointelegraph, что с его организацией также проводили консультации в рамках подготовки криптовалютного законопроекта, однаков нем до сих пор содержится ряд неблагоприятных условий. По словам Припачкина, российский криптовалютный законопроект в его нынешнем состоянии во многом уступает законодательству, принятому в Беларуси, Казахстане и многих других странах, таких как Сингапур и Швейцария.
В чем заключается российское законодательство в сфере цифровой экономики?
В конце января 2018 года Минфин представил первый вариант российского криптовалютного законодательства. Данный законопроект включал в себя регулирование технологий, связанных с криптовалютами и блокчейн: в нем речь шла о смарт-контрактах, майнинге и ICO. ЦБ РФ также готовил законопроект по краудфандингу.
Толкачев пояснил, что данные законопроекты не касались существующих криптовалют и токенов. Их объектом были недавно созданные ICO:
«согласно этим новым законопроектам, все существующие криптовалюты, особенно ничем не обеспеченные, например, биткойн […] в россии будут под запретом. они в принципе будут вне рамок этого законодательства. В соответствии с этими тремя законопроектами, можно лишь говорить о неких токенах, обеспеченных активами, но не о криптовалютах.»
Первый вариант данного законопроекта стал яблоком раздора между Банком России и Минфином. По материалам ТАСС, в ЦБ РФ выразили несогласие с формой осуществления транзакций между криптовалютами, рублем и иностранной валютой. Однако, в Минфине отметили, что любой официальный запрет на криптовалютные транзакции «приведет к созданию условий для использования такой валюты в противоправных целях».
Припачкин рассказал порталу Cointelegraph, что Минфин и ЦБ не могут найти золотую середину из-за различных точек зрения на криптовалютное регулирование, в результате чего это негативно отражается на самом процессе законотворчества.
В конце февраля президент России Владимир Путин объявил, что криптовалютный законопроект должны принять не позднее 1 июля 2018 года. В то время ЦБ РФ настаивал на том, чтобы считать инвестиции в ICO-токены незаконными, а в МинФине призывали к их регулированию. Издание «Парламентская газета» привеодит слова председателя Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолия Аксакова, который прокомментировал позицию центробанка так:
«Центральный Банк выступает против легализации этого вида цифровой валюты, поскольку в этом случае граждане могут начать активно вкладывать средства в криптоинструменты, не учитывая возможные риски».
Толкачев отметил, что такие государственные органы, как Министерство экономического развития, действительно выступают за создание качественной среды для бизнеса с целью привлечения новых компаний, а потому считают, что вопросы криптовалютного регулирования должны быть пересмотрены в рамках нынешних законопроектов. С другой стороны, по словам Толкачева, ЦБ и Минфин — «по-настоящему консервативные ребята», которым на самом деле криптовалюты не нужны.
В марте этого года группа депутатов во главе с Анатолием Аксаковым представила в Госдуме первый проект законодательного регулирования криптовалют и ICO, а также вариант законопроекта «Об альтернативных методах привлечения финансирования (краудфандинге)».
Согласно данному проекту закона, криптовалюты и токены являются цифровыми активами, а торговать ими можно только на лицензированных криптовалютных биржах. Помимо этого, в законопроекте предусмотрено применение правил «знай своего клиента» (KYC) в отношении ICO. Кроме того, по этому законопроекту, цифровые активы признаются собственностью, но не являются официальным платежным средством на территории Российской Федерации. Данная мартовская версия отличается от январской тем, что в ней приводятся те же требования к криптовалютным биржам, что и в США, а именно, проверка счетов на предмет их отношения к легализации доходов, полученных незаконным путем (AML), и финансированию терроризма (CTF).
Толкачев обратил внимание, что проблема с этими законопроектами заключалась в их отсылке к «основным правилам AML/KYC в России», поскольку для отслеживания и мониторинга транзакций с криптовалютными активами они могут быть неэффективны.
Также в мартовской версии законопроекта максимальный лимит инвестиций в ICO для физических лиц устанавливает Банк России, тогда как в январской версии указывалась конкретная сумма такого предела — 50.000 рублей.
/Продолжение следует/